Дата и место рождения: Родился 14 (27) апреля 1913 года в Москве.
Биография: Окончил среднюю школу в городе Боровичи Новгородской области, где тогда работал его отец. С 1930 года работал электромонтёром на комбинате «Красный керамик» в городе Боровичи. С 1933 по 1938 годы - студент Ленинградского политехнического института имени М.И. Калинина.
После окончания института с 1938 года - инженер-исследователь на заводе № 212 Народного комиссариата судостроительной промышленности СССР в Ленинграде. С 1940 года работал в НИИ-10 (Москва) начальником гироскопического отдела. Гироскопы всегда были уникальным оборудованием, в те годы их производили всего несколько стран в мире, их стоимость была буквально астрономической. Уже его первые работы увенчались успехом: созданные при его участии гироскопы были установлены на новейшем советском крейсере «Киров».
Начало Великой Отечественной войны застало В.И. Кузнецова в Берлине, где он находился в производственной командировке. Он был арестован и 10 дней находился в тюрьме и в лагере: гитлеровцы не желали выпускать талантливого инженера. По специальному указанию из Москвы сотрудники советского посольства оформили дипломатические документы, а до германского МИД было доведено, что персонал немецкого посольства будет выпущен из СССР только после освобождения советских технических специалистов. Благодаря этим действиям Кузнецов был освобождён и в августе 1941 года вместе с персоналом посольства через Югославию и Турцию вернулся в СССР. Его институт был уже эвакуирован в Свердловск, куда срочно выехал и Кузнецов.
С 1943 года работал в специальном конструкторском бюро Народного комиссариата судостроительной промышленности СССР: начальник отдела гиростабилизации, заместитель начальника конструкторского бюро, главный конструктор гироскопических приборов. На этих постах в годы Великой Отечественной войны проделал огромную работу по созданию и совершенствованию гироскопической техники для приборов управления артиллерийской стрельбой советских боевых кораблей. Многие его приборы были внедрены и производство и немедленно устанавливались на кораблях, отлично зарекомендовав себя в боевых действиях. Также ему принадлежит честь создания прибора стабилизатора стрельбы на танках. Член ВКП(б) с 1942 года.
В 1945 году находился в длительной командировке в Германии, изучая немецкую ракетную технику, в том числе приборы управления ракетами ФАУ-2. С мая 1946 года - главный конструктор НИИ-10, занимавшегося разработкой гироскопов для первой советской ракетной техники. С 1956 года до последних дней жизни трудился в НИИ-944 (ныне ФГУП «Научно-исследовательский институт прикладной механики имени академика В.И. Кузнецова»): главный инженер НИИ, заместитель директора НИИ, начальник и научный руководитель комплекса, главный инженер - заместитель директора НИИ по научной части. Основоположник создания гироскопической техники для ракетно-космического оборудования в СССР. Создатель конструкторской школы гироскопов.
Под руководством В.И. Кузнецова создавались гироприборы для систем управления первых советских ракет Р-1, Р-2, Р-5, Р-7, межконтинентальных баллистических ракет Р-16, Р-36, УР-100 и их многочисленных модификаций. Именно его гироскопы стояли на ракетах, выведших в космос первый спутник земли и космический корабль «Восток-1» с первым космонавтом Ю.А. Гагариным.
Дата присвоения звания Героя Труда: 20 апреля 1956 года
Дата и место смерти:Жил в Москве. Скончался 22 марта 1991 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.